Проверка работоспособности генератора на автомобилях ваз

Ремонт генератора на ВАЗ 2107

Отремонтировать генератор можно и без посторонней помощи. Устройство легко разбирается на запчасти, поэтому произвести замену старых деталей можно даже без соответствующего опыта работы. Однако стоит иметь в виду, что генератор — это прежде всего электрический прибор, поэтому ни в коем случае нельзя допустить ошибку при сборке.

Стандартная процедура ремонта генератора на ВАЗ 2107 укладывается в следующую схему.

  1. Демонтаж устройства с автомобиля.
  2. Разборка генератора (одновременно проводится и дефектовка).
  3. Замена износившихся деталей.
  4. Сборка конструкции.
  5. Монтаж на автомобиль.

Снимаем генератор с машины

Демонтажные работы занимают порядка 20 минут и требуют минимального набора инструментов:

  • рожковый ключ на 10;
  • рожковый ключ на 17;
  • рожковый ключ на 19;
  • монтажная лопатка или монтировка.

Снимать генератор с автомобиля лучше всего на остывшем двигателе, так как устройство сильно нагревается во время работы. К тому же потребуется заранее поддомкратить автомобиль и снять переднее правое колесо, чтобы было удобно работать с корпусом и креплениями генератора.

  1. Демонтировать колесо, убедиться, что машина надёжно стоит на домкрате.
  2. Найти корпус генератора и планку его крепления.
  3. Ключом ослабить нижнюю гайку фиксации, но не выкручивать её до конца.

  4. Выкрутить гайку на планке, также оставив её на шпильке.
  5. Немного сдвинуть корпус генератора в сторону мотора.
  6. В это время ремень генератора ослабится, что позволяет снять его со шкивов.

  7. Отсоединить всю проводку от генератора.
  8. Выкрутить ослабленные гайки.
  9. Потянуть корпус генератора на себя, снять его со шпилек.

Видео: демонтаж генератора

Разбираем устройство

Чтобы отремонтировать генератор, необходимо его разобрать. Во время работы потребуются:

  • рожковый ключ на 19;
  • накидной ключ на 19;
  • трещотка (можно добавить удлинитель);
  • головка на 8;
  • головка на 10;
  • небольшой молоток.

При таком подходе вы всегда будете уверены в том, что каждая деталь точно соответствует своему месту

Разборка генератора Г-221А проводится в соответствии со следующим алгоритмом.

  1. Выкрутить четыре гайки с задней крышки генератора, снять крышку.
  2. Снять шкив, выкрутив фиксирующую гайку.

  3. После демонтажа шкива корпус разделить на две части: одна часть выходит из другой. В одной руке должен остаться ротор, в другой — статор.
  4. С вала ротора вытащить шкив. Если шкив выходит туго, можно аккуратно постучать по нему молотком.
  5. Из корпуса ротора вытащить вал с подшипниками.
  6. Выпрессовать подшипники.

  7. Статор разобрать на запчасти, стараясь не задеть обмотку.

В процессе разборки сразу же можно выявить основные неисправности тех или иных узлов. Соответственно, замене подлежат все те детали, которые:

  • покрыты сильным нагаром;
  • изношены;
  • имеют зазубрины, трещины и деформации на поверхности.

Видео: разборка генератора

Ремонт своими руками

Процедура ремонта генератора — это замена тех деталей, которые не прошли дефектовку. Менять подшипники, диоды, обмотку и прочие узлы просто: старая деталь снимается, на её место устанавливается новая.

Перед началом ремонта необходимо подсчитать, какую примерно сумму потребует покупка комплектующих. Вполне возможно, что ремонт старого генератора будет нецелесообразным, так как детали обойдутся фактически в стоимость нового генератора.

Проверка генератора на автомобиле мультиметром

Есть методически правильная последовательность проверки – от простого к сложному.

Тестирование реле-регулятора

Этот модуль предназначен для поддержания постоянного напряжения (насколько это возможно) на выходе генератора. При движении автомобиля, скорость вращения вала генератора постоянно меняется.

Напряжение «скачет» в пределах от 12 до 20 вольт. Регулятор ограничивает величину. От его работоспособности зависит не только зарядка аккумулятора. При скачках или недостатке напряжения все электронные блоки автомобиля работают нестабильно, и могут просто перегореть.

Как проверить напряжение генератора при заведенном двигателе. Режим: «измерение постоянного напряжения», предел измерений: 20-50 вольт. Точки измерения – выходные контакты непосредственно на генераторе, или клеммы аккумуляторной батареи.

Напряжение должно быть в пределах 14-14,2 В. при любых оборотах коленвала. Попросите помощника несколько раз нажать на акселератор, а сами следите за показаниями.

Поверка генератора непосредственно на автомобиле — видео.

Проверяем диодный мост

Если неисправность не обнаружена, придется разбирать корпус генератора. Он расположен под вентиляционной крышкой, на тыльной стороне генератора. Конструкция своеобразная, но понятная даже для водителя без электротехнического образования.

Режим: «прозвонка». Диоды проверяются без выпаивания из схемы. Прозвонка в обоих направлениях. При этом «пищать» мультиметр должен лишь в одну сторону. Если ток не проходит вовсе, либо протекает в обе стороны – диод меняется. Проверять проще относительно корпуса. Второй щуп касается изолированного контакта диода.

Важно! Перед тем, как прозвонить генератор мультиметром, очистите контакты и проведите визуальный осмотр электрической части прибора

Проверяем ротор генератора

Если диодный мост в порядке, щетки на регуляторе напряжения не сточены, визуальных повреждений и загрязнений не обнаружено – смотрим ротор генератора.Режим: «измерение сопротивления». Проверяем сопротивление между токосъемными кольцами обмотки возбуждения. Сопротивление разное для каждой модели генератора, общий принцип – величина не должна быть большой.

Затем «прозваниваем» отсутствие которого замыкания между обмотками и корпусом ротора. Оцениваем состояние витков.

При обнаружении обрыва или короткого замыкания, не старайтесь самостоятельно устранить неисправность.

Генератор автомобиля – энерго и температурно нагруженный прибор. Перемоткой обмоток должны заниматься профильные специалисты.

Последним проверяется статор

Как самая сложно демонтируемая часть агрегата. Его можно диагностировать лишь после извлечения из корпуса генератора.В первую очередь традиционный визуальный осмотр. Проверяем целостность изоляции проволоки, отсутствие обрывов и следов обгорания. Затем в режиме «прозвонка» ищем короткое замыкание обмоток с корпусом статора. Сопротивление должно стремиться к бесконечности. Если пробоев на корпус не выявлено – проверяем сопротивление всех обмоток. Их в генераторе три – система асинхронная. Величина сопротивления индивидуальна для каждой модели агрегата, но сопротивление всех обмоток в одном агрегате, должно быть одинаковым.

Важно! Обязательно проверьте мультиметром все силовые кабели от генератора до аккумулятора. Сопротивление должно быть минимальным, и не меняться при изгибе проводника

Последний этап проверки – контрольная цепь лампы на приборной панели. Сигнализация контролирует уровень заряда аккумуляторной батареи, а также исправность генератора и регулятора напряжения.

Схема не очень сложная, состоит из сопротивления определенной величины, диода и лампы. Правильность работы этого узла порой зависит от качества пайки и окисла на контактах. Даже сопротивление спирали лампочки, учитывается при калибровке контрольной схемы.

Поэтому при замене лампы на светодиод, лампа часто загорается невпопад. Тут простым мультиметром не обойтись, требуется подключение диагностического сканера с возможностью моделирования неисправностей.

Совет: При сборах в дальнее автопутешествие, обязательно возьмите с собой мультиметр. Прибор не займет много места, но может выручить вас в критической ситуации.

Проверка генератора не снимая с машины — видео инструкция

Поделиться с друзьями:

Ремонт генератора

Сначала необходимо очистить генератор от загрязнений, масла, пыли и всего, что на нем скопилось за все время эксплуатации.

Открутите гайку шкива, положив генератор так, чтобы шкив уперся в пол, а затем наденьте ключ на 19 на гайку. Удерживая шкив от проворота необходимо сделать несколько сильных и точных ударов по ключу. Вряд ли вы сможете зажать шкив рукой намертво, но ваших усилий может хватить для срыва гайки с места.

С помощью ключа на 10 нужно открутить 4 болта стяжных шпилек, собирающих устройство генератора в одно целое. При помощи зубила выбейте шпонку. Сделать это можно, установив генератор валом вверх. Приставьте зубило к шпонке и начните выбивать ее ударами молотком. Когда выбьете шпонку, снимите переднюю крышку устройства. Если будет идти слишком туго, нужно попробовать выбивать на весу.

Свистит ремень

Нередко появление определенной неисправности ВАЗ 2107 вы можете услышать посторонний звук, позволяющий уверенно диагностировать проблему. Одной из неисправностей может стать пробуксовывание ремня, в результате чего возникает свист от трения об шкивы. Эта проблема приводит к нестабильной работе генератора и отсутствию заряда АКБ.

В связи с тем, что генератор имеет всегда одинаковый вид привода, проблемы всегда одинаковые. Главным отличием между инжекторными и карбюраторнами моделями является наличие датчика положения коленвала, который приходится снимать при замене ремня.

На самом деле определить причину свиста ремня можно без особых проблем, устранив ее без помощи профессионалов. Необходимо только определить диагноз. Среди основных причин пробуксовки выделяют следующие:

  • неисправность подшипника генератора;
  • недостаточное натяжение;
  • загрязнение ГСМ.

Как подтянуть ремень?

Слабое натяжение может быть обусловлено тем, что ремень при эксплуатации растянулся и начал пробуксовывать на шкивах. Если его длина не превышает допустимую, нужно просто его подтянуть. В противном случае придется его менять. Для самостоятельной его подтяжки следует сделать следующее:

  • при помощи ключа на 17 ослабить гайку, которая крепит генератор к скобе;
  • ослабляем гайку штока генератора;
  • если вручную натянуть не удастся, нужно воспользоваться монтировкой;
  • зафиксировав положение гайкой на регулировочной скобе, следует проверить степень натяжки.

Проверить натяжку нетрудно. Нужно нажать на ремень между коленвалом и помпой. Прогиб при этом должен быть в пределах 12-17 мм, а между генератором и помпой – 10-17 мм. После подтяжки ремня с учетом этих требований нужно затянуть обе гайки с целью исключить самопроизвольное ослабюление.

Проблема с подшипниками

Если причина пробуксовки связана с затрудненным вращением шкива генератора ВАЗ 2107, вызванным поломкой подшипника, потребуется ремонт.Необходимо демонтировать генератор и заменить подшипники. После этого следует установить устройство на место и подтянуть ремень вышеописанным способом. Самостоятельно заменить подшипники может не каждый автомобилист, поэтому зачастую лучше сразу обратиться в мастерскую. Так вы избежите проблем с генератором в будущем. Последняя причина пробуксовки заключается в загрязнении ремня. Возможно, решить проблему можно только путем его замены, так как полностью очистить от загрязнений ремень, не повредив его, вам вряд ли удастся.

Иногда, особенно в холодное время года при непрогретом моторе свист может быть обусловлен невысоким качеством ремня, который задубел на морозе. После прогрева мотора свист пропадает. Это нормальное явление, то есть никакой ремонт в этом случае не требуется. Необходимо только убедиться в целостности приводного ремня во избежание его обрыва в дороге.

Видео:


Видео:

Видео:

Замена генератора на ВАЗ-2104-2107

Генератор автомобиля предназначен для вырабатывания электрической энергии и питания бортовой цепи автомобиля. Он приводится в действие путем передачи на его шкив вращающего момента от шкива коленчатого вала двигателя. Конструкция генератора состоит из статора, ротора, крышки и выпрямителя, преобразовывающего переменный ток в постоянный.

ВАЗ 2107 комплектуются генераторами переменного тока моделей 372.3701 или 9412.3701.

Неисправности

К основным неисправностям генератора ВАЗ 2107 относятся:

  • износ щеток;
  • выход из строя диодного моста (выпрямительного блока);
  • выход из строя подшипников ротора;
  • замыкание в обмотке возбуждения;
  • обрыв или замыкание в обмотке статора.

Признаками неисправного генератора являются:

  • отсутствие загорания контрольной лампы на приборной панели;
  • нахождение стрелки вольтметра в красной зоне;
  • искрение внутри генератора;
  • шум при работе (гул или вой);
  • дым и запах горелого со стороны генератора.

Нужно ли менять генератор

Определить причину выхода из строя генератора, не имея понятия в электротехнике, достаточно сложно, поэтому с целью его ремонта лучше обратиться к специалистам. Чаще всего в автомобилях ВАЗ 2107 генератор выходит из строя вследствие износа щеток, возникающего из-за израсходованного ресурса или механических повреждений коллектора. Кроме этого нередко происходит замыкание или обрыв цепи в выпрямителе, что «лечится» заменой диодного моста.

Гул или вой генератора свидетельствует о поломке подшипников, что также поддается ремонту. Но если вдруг произошло замыкание в какой-то из обмоток, придется, либо договариваться с доморощенными специалистами о наматывании новой обмотки, что довольно-таки рискованно, либо же менять генератор на новый. Последний вариант здесь будет уместней всего, особенно, если на него еще и гарантию дадут.

Новый генератор в зависимости от модели и производителя может стоить от 2800 до 5000 рублей. Замена его на станции техобслуживания обойдется примерно в 500 рублей.

Каталожный номер штатного ВАЗовского генератора на «семерку» — 21083701010.

Замена генератора ВАЗ 2107 своими руками

Если вы не хотите переплачивать за работу по установке нового генератора, его можно установить самому, тем более что ничего сложного в этой процедуре нет.

  • торцевой ключ с «карданом» на 17 (для моделей 372.3701) или такой же на 13 (для моделей 9412.3701);
  • торцевой ключ на 19;
  • торцевой ключ на 10.

Порядок выполнения работ

  1. Установите автомобиль на эстакаду или автомобильную смотровую «яму», зафиксируйте его стояночным тормозом.
  2. Поднимите капот, отключите провод «массы» от аккумулятора.
  3. Для удобства доступа к креплениям генератора демонтируйте АКБ при помощи ключа на 10;
  4. Торцевым ключом на 17 или на 13 (в зависимости от модели) отверните гайку фиксации генератора к регулировочной планке.
  5. Спуститесь в смотровую яму и демонтируйте защиту двигателя.
  6. Снимите ремень генератора с его шкива.
  7. Отсоедините колодку провода от контактов генератора.
  8. Отодвиньте резиновый защитный колпачок, и ключом на 10 выкрутите гайку фиксации наконечников электропроводов к «плюсовому» выводу генератора, соединенного с соответствующей клеммой аккумулятора.
  9. С помощью торцевого ключа на 19 отверните гайку фиксации статора генератора к кронштейну блока цилиндров.
  10. Извлеките фиксирующий болт и снимите генератор через низ моторного отсека.
  11. Установите на место новый генератор.
  12. Наденьте ремень на его шкив, а также на шкивы водяного насоса и коленчатого вала.
  13. Зафиксируйте генератор и присоедините защиту двигателя.

Заключение

Но на этом установка нового генератора не закончена

Здесь важно правильно натянуть его ремень. В случае его слабого натяжения, ремень будет пробуксовывать, особенно при повышенной влажности

Это чревато его быстрым износом, а также проблемами с работоспособностью водяного насоса. Если ремень перетянуть, это выведет из строя подшипники генератора и помпы. Регулировка осуществляется путем вращения гайки на регулировочной планке.

Для определения правильности натяжения отверткой или другим предметом надавите на отрезок ремня между шкивами водяного насоса и коленвала. Прогиб должен составлять 12-17 мм. После перепроверьте на участке между шкивами насоса и генератора. Здесь прогиб должен быть в пределах 10-15 мм.

Если с натяжением все правильно, запускайте двигатель и проверяйте работу генератора.

Ещё несколько слов о регуляторе напряжения

Напоследок следует добавить, что в таких автомобилях, как ВАЗ 2107, нужно хотя бы раз в месяц обязательно проверять вольтметром величину напряжения, поступающего с генератора на аккумулятор. Как это сделать, мы рассматривали выше. Дело в том, что автомобильный прибор, показывающий уровень заряда АКБ, очень часто врёт, показывая нам норму, в то время как напряжение на клеммах батареи во время работы двигателя ниже или выше её. И здесь опасно не столько отсутствие зарядки, сколько так называемая перезарядка. Она возникает при неисправности регулятора напряжения и характеризуется подачей на аккумулятор напряжения, величина которого больше положенного.

Мне лично пришлось столкнуться с подобной проблемой. Началось всё с того, что сравнительно новый аккумулятор перестал держать зарядку. При эксплуатации автомобиля каждый день он заводился без проблем. Но стоило машине постоять неделю, как стартер своим клацаньем давал понять, что без проводов «прикуривания» он работать не будет. Визит к автоэлектрику показал, что крайняя «банка» аккумулятора раздута. Это значит, что в ней замкнули электроды. С чего вдруг они замкнули, если бы всё было в порядке. Запустив двигатель, электрик замерил напряжение на клеммах батареи. Вольтметр показал 17,2 В, что недопустимо для этой модели АКБ. Прибор на панели при этом добросовестно выдавал «норму». Проверка регулятора напряжения подтвердила диагноз автоэлектрика. Он был неисправен. Замена устройства заняла не более получаса. Да и по карману ремонт, казалось бы, ударил не сильно. Аккумулятор, конечно, пришлось заменить, так как с наступлением холодов он стал разряжаться ещё быстрее.

Примерно через полгода я случайно заметил, что фары машины стали светить заметно ярче. Потом сгорела одна из ламп головного света. Спустя неделю сгорела ещё одна. Не став ждать, пока АКБ снова раздует, я решил самостоятельно провести диагностику и ремонт. Вооружившись мультиметром, я отправился в гараж. Результаты замеров опять показали, что регулятор напряжения вышел из строя. На этот раз генератор выдавал 15,6 В. К электрику я уже не ездил. Сам снял генератор, заменил регулятор и установил всё на место. Контрольный замер напряжения показал 14,2 В. После того случая два раза в неделю стабильно измеряю напряжение. Прошло более года, пока всё в норме.

К сожалению, ВАЗ 2107 никак нельзя назвать надёжным автомобилем. Но у него всё же есть одно преимущество — простота конструкции. Поэтому совсем необязательно обращаться к специалистам при возникновении мелких неисправностей.

Как устроено реле

Данное устройство на ВАЗ-2107 (как карбюратор, так и инжектор) расположено в том же корпусе, что и щеточный механизм.

Его основное предназначение – стабилизировать выходящее из генератора напряжение. Еще не так давно в магазинах продавались реле, выполненные в форме электронной платы. Недостаток его был один – сравнительно непродолжительный срок службы. Такие устройства не подлежали разборке и просто менялись на исправные при поломке.

Современные аналоги немного меньше по размеру, и в них использован полупроводник. Старого типа реле уже не найти. Новый вариант ничем не уступает ему функционально и также способен надежно регулировать напряжение в диапазоне от 13,2 вольт до 14,8. Превышения последнего значения при замерах тестером на аккумуляторе со всей очевидностью свидетельствует о поломке реле.

Основные компоненты генератора

Конструктивно он состоит из следующих основных элементов:

  1. Ротор – подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
  2. Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
  3. Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. На них находятся проушины для крепления к ДВС. В задней крышке расположен конденсатор, необходимый для отсечения переменной составляющей тока.
  4. Полупроводниковый мост – называют «подковой» за сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов смонтированы на подковообразной основе.
  5. Шкив, на который надевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (на современных автомобилях применяется многоручейковый).
  6. Регулятор напряжения в автомобиле ВАЗ-2101 установлен в подкапотном пространстве, вдали от генератора. Но все же его нужно считать частью конструкции.
  7. Щетки смонтированы внутри генератора и передают напряжение питания к обмотке возбуждения (на роторе).

Неисправности генератора

К сожалению, ещё не придуманы такие механизмы, которые под воздействием времени и постоянных нагрузок не выходили бы из строя. Генератор ВАЗ 2107 рассчитан на многолетнюю работу, однако в ряде случаев этому препятствуют мелкие поломки и неисправности его составляющих.

Выявить неполадки в работе генератора можно без помощи специалистов СТО: необходимо просто внимательно следить за всеми изменениями, которые происходят с автомобилем во время движения.

Загорелась контрольная лампа зарядки на панели приборов

В салоне ВАЗ 2107 на приборной панели есть вывод нескольких сигнализаторов. Одним из них является контрольная лампочка зарядки аккумулятора. Если она вдруг загорается красным, значит, в АКБ недостаточно заряда, есть проблемы с генератором. Но не всегда сигнализатор свидетельствует о неполадках с самим генератором, чаще всего лампа срабатывает по другим причинам:

  • проскальзывание ремённого привода генератора — потребуется остановить машину и откорректировать степень натяжения ремня;
  • повреждения в реле контрольной лампы, поэтому она срабатывает некорректно — рекомендуется «прозвонить» реле в монтажном блоке и в случае необходимости произвести его замену;
  • обрыв контактов в обмотке возбуждения — это более серьёзное повреждение, которое требует снятия генератора с автомобиля, его разборки и поиска обрыва;
  • сильный износ щёток в щёткодержателе — потребуется их замена, которая выполняется довольно просто;
  • короткое замыкание в выпрямителе (скорее всего, перегорел один из кремниевых диодов) — рекомендуется разобрать генератор, прозвонить диоды и заменить выбывший из строя элемент.

Водитель сразу же заметит сигнал, так как лампа начинает светиться на панели приборов ярко-красным цветом

На аккумулятор не идёт зарядка

Водители ВАЗ 2107 часто сталкиваются с такой проблемой: генератор вроде бы исправно работает, а питание на АКБ не идёт. Проблема может крыться в следующих неисправностях:

  • растянулся ремень генератора — необходимо проверить степень его натяжения или же заменить на новый;
  • ослабление крепления наконечников проводов — достаточно просто подтянуть все крепёжные соединения и тщательно зачистить контакты и разъёмы;
  • неисправность самого аккумулятора;
  • повреждения в проводке — рекомендуется прозвонить все провода между АКБ и генератором и заменить повреждённые участки.

При отсутствии зарядки проблема может крыться как в генераторе, так и в аккумуляторе

Аккумулятор выкипает

Выкипание АКБ — признак того, что жить батарее осталось недолго. После этого аккумулятор не сможет полноценно работать, поэтому скоро придётся его заменить. Однако чтобы замена не привела к тем же печальным последствиям, необходимо найти причину выкипания, которая может заключаться в:

  • загрязнении контакта между «массой» и корпусом регулятора генератора — необходима зачистка контакта;
  • повреждениях в самой плате регулятора напряжения — рекомендуется замена платы;
  • браке аккумулятора — если АКБ стала выкипать сразу же после замены.

Аккумулятор после выкипания лучше не использовать, так как его ресурс сильно ограничен

При езде раздаётся шум и скрежет из генератора

Генератор имеет вращающийся ротор, поэтому он обязательно должен издавать шум во время работы. Однако если эти звуки становятся всё более громкими и неестественными, следует разобраться с причиной их возникновения:

  • ослабление гайки на шкиве — нужно подтянуть гайку и проверить степень натяжения ремня;
  • выработка подшипников — в этом случае водитель может слышать громкий скрежет и даже вой во время езды, потребуется выпрессовать старые подшипники с вала и установить новые;
  • замыкание в обмотке — необходима замена статора полностью;
  • скрип щёток — рекомендуется зачистка щёток от налипшей грязи.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автовиртуоз
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector